понедельник, 17 марта 2014 г.

Дистанционный семинар для родителей

Уважаемые родители!
 Приглашаю Вас на семинар по теме:
«Формирование фонематических процессов у дошкольников
с общим недоразвитием речи посредством дидактических игр»
Число дошкольников с отклонениями в речевом развитии постоянно растет. Среди них большую часть составляют дети, имеющие полноценный слух и интеллект, но не вполне развитый фонематический слух.
ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ - это способность правильно слышать и узнавать звуки. Фонематический слух является одной из составляющих фонематической функции. Фонематический слух и речевой слух - это по сути одно и то же. Благодаря фонематическому слуху ребёнок может распознать и различить звуки. ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ нужен для того, что бы можно было соотнести звук и букву, даже правильное произношение какого-либо звука очень осложняется, если фонематический слух недостаточно развит. Ребёнок со слабым развитием фонематического слуха не опознаёт тот или иной акустический признак сложного звука, по которому один звук отличается от другого. Вследствие этого при восприятии речи происходит уподобление одного звука другому на основе общности большинства признаков. В связи с неопознанием того или иного признака звук узнаётся неправильно. Это приводит к неправильному восприятию слов(изначально) и в дальнейшем к неправильному произношению(например: дом-"том", рак-"лак", лук-"люк", жук-"щук") Эти недостатки мешают правильному пониманию речи как самим говорящим, так и слушающим. К тому же как видно из примеров теряется и меняется смысл высказывания. Каждый родитель хочет, чтобы его ребёнок хорошо подготовился к школе, для этого он приводит ребенка на занятия по подготовке к школе. Часто вместе с понятием "фонематический слух" специалисты употребляют и понятия "фонематическое восприятие" и "фонематический анализ и синтез". ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ - это специальные умственные действия по дифференциации фонем(звуков) и установление звуковой структуры слова. То есть, проще говоря, это различение звуков из которых состоит какое-то конкретное слово( например, возьмём слово"кот"-оно состоит из звуков:"к", "о","т").Если фонематическое восприятие плохо развито. то возникают трудности в усвоении букв, а также в заменах звуков сходных акустически и артикуляторно (б-п, д-т,ж-ш,с-ш, и т.д.) Фонематический анализ и синтез -умственные действия по анализу и синтезу звуковой структуры слова. При недоразвитии этой функции наблюдаются следующие ошибки при чтении: побуквенное чтение, искажение звуко-слоговой структуры слова(которые проявляются в пропусках согласных при стечении: паста-"паса", марка-"мара", куртка-"курка"; во вставках гласных между согласными при их стечении: паста-"пасАта"; в перестановках звуков: утка-"тука"; в пропуске и вставках звуков при отсутствии стечения согласных в слове; в пропусках, перестановках слогов: лопата-"лата","лотапа". далее

РЕЧЕВОЙ (ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ) СЛУХ
3-4 года Покажи, где дрова, а где трава; где крыса, а где крыша; где почка, а где бочка.
4 года Посмотри на рисунок: попугая учат разговаривать. Слушай внимательно и повторяй, как попугай: па-ба; да-та; ка-га; на-ма; ка-ха; почка-бочка; трава-дрова.
5-6 лет 1Посмотри на рисунок: попугая учат разговаривать. Слушай внимательно и повторяй, как попугай: па-ба-ба; ба-па-ба; ка-ка-га; та-ка-па; том-дом-ком; кот-год-ход.
НАВЫКИ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА
5-6 лет Какой первый звук в слове «аист»? Назови первый звук в словах: «мак», «гном», «сумка». Назови последний звук в словах «мак», «аист», «гном», «сумка». Послушай, как я назову все звуки по порядку в слове «дом»: [д], [о], [м] (Звуки называть как звуки, а не буквы: [д], а не [дэ], [м], а не [эм] и не [мэ].) Теперь сам назови все звуки по порядку в словах «мак», «аист», «гном», «сумка». Теперь впиши нужные буквы в клеточки под картинками. (Только после того как ребёнок правильно назовёт все звуки, не пропустив ни одного, можно вписать соответствующие буквы в клеточки.) Внимание! Если малыш затрудняется с выполнением этого задания, потренируйте его. Следует соблюдать определённый порядок: сначала пропойте слово, выделяя все звуки, затем называйте отдельно каждый звук в слове. Догадайся, какое слово загадано. В этом слове есть звуки: [к], [о], [т]. Если догадался, обведи нужный рисунок. В этом слове сначала идёт звук [к], потом [р], [о], [т]. Сначала звук [в], ... потом звук [о], ... [л], ... [к] ... (многоточия обозначают паузы ).
Другие тесты Е. Косиновой


Работа по формированию фонематических процессов ведётся поэтапно. В содержании работы на каждом из этапов должна быть взаимосвязь с другими. I. Этап формирование фонематического восприятия. -развитие навыка узнавания неречевых звуков; -различение одинаковых слов, фраз, звукокомплексов по высоте, силе, тембру; -различение слов близких по звуковому составу; -опознание фонемы (в тексте, предложении, среди рядов данных слов); -дифференциация фонем;
II. Этап развитие навыков звукового анализа и синтеза. -определение количества слогов в слове -определение порядка звуков в слове; -выделение отдельных звуков; -различение звуков по их качественным характеристикам (гласный-согласный, глухой – звонкий, твёрдый – мягкий); На первом этапе работы по формированию фонематического восприятия, развивая первоначальные навыки фонематического восприятия коррекционную работу осуществляю используя игры на угадывание голосов и различных шумов. У детей развиваются способности узнавать и различать неречевые звуки. Одновременно эти же игры способствуют развитию слухового внимания и слуховой памяти (без чего невозможно научить детей дифференцировать фонемы).
Игра: "Кто кричит? Что звучит?" Игра «Шумовые коробочки»
На различение одинаковых слов, фраз, звукокомплексов по высоте, силе, тембру использую в свой работе игры:
Игра «Что звучит тихо, громко, звонко?» Игра: «Чей котенок?»
Дети вследствие недоразвития фонематического слуха часто путают различные звуки, заменяют звонкие звуки глухими (дом-том), шипящие свистящими и др. Поэтому очень важны игры по звуковому различению.
Игра «Разложи картинки». Игра «Найди пару»
Далее провожу работу по формированию у детей умения опознавать фонемы в: а) тексте; б) предложении; в) среди ряда данных слов.
Игра "Услышишь звук, хлопни в ладоши". Игра «Правильно - неправильно»
При дефференциации фонем дети учатся различать фонемы русского языка. Начинаю работу с изучения гласных звуков, используя в работе игры:
Игра «Найди место для своей картинки». Игра «Логопедическое лото»
На втором этапе работы осуществляю формирование навыков звукового анализа: умение определять количество слогов в слове; отхлопывать и отстукивать ритм слов разной слоговой структуры, выделять ударный слог; проводить анализ гласных и согласных звуков.
Для развития умения определять количество слогов в слове использую игры:
Игра: «Рассели животных по домикам» Игра «Поезд»
Дается детям первое представление о том, что звуки могут быть расположены в определенной последовательности.
Игра «Сложи слово» Игра «Отгадай словечко»
Работа по обучению выделения отдельных звуков провожу, используя игры: Игра: «Определи первый звук в слове» Игра «Волшебный куб»
Для успешного развития фонематического восприятия и звукового анализа и синтеза внедрена многофункциональное игровое пособие : «Волшебные кубы»
Это игровое пособие представляет собой серию кубиков разной величины, на гранях которых даны символы дидактических игр. Оно многофункционально, вариативно. Каждый кубик может использоваться как самостоятельно, так и в сочетании с другими, по усмотрению учителя-логопеда. Каждый куб носит свое название: «Звуковая дорожка», «Звуковой», «Сосчитай-ка», «Найди звук», «Назови первый звук в слове» На гранях кубов изображены символы звуков. Схемы слов, изображения колокольчиков, для обозначения глухих и звонких согласных, а также картинки с изучаемым звуком.
Игра «Кто внимательный?» формирует у детей умение находить одинаковые звуки в словах.
Сказочные герои Гномики - звуковички, помогают не только заинтересовать детей, но и дают детям возможность наглядно показать, что звуки делятся на гласные, согласные твердые и мягкие.



Смотреть больше презентаций от Светлана Спасенникова

40 комментариев:

  1. Очень много интересного материала, спасибо за подборку игр!

    ОтветитьУдалить
  2. Светлана Шамрай18 марта 2014 г. в 15:40

    Материал очень интересный. Игры на развитие фонематических процессов подобраны так что родители могут их использовать дома для занятий с детьми.

    ОтветитьУдалить
  3. Светлана Шамрай18 марта 2014 г. в 15:43

    Материал очень интересный. Игры на развитие фонематических процессов подобраны так что родители могут их использовать дома для занятий с детьми.

    ОтветитьУдалить
  4. Добрый вечер! Посоветуйте, какие готовые игры можно купить в магазине? Логопед нам говорит, что мой ребенок не может повторять слова и у нее нарушение фонематического слуха.
    Юлия Ш.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добрый вечер Юлия. Могу вам предложить некоготоые игры. которые продаются в магазинах ( учебной литературы или игрушек). так же могу предложить вам презентации. которые можно использовать как игры. В течении суток подготовлю материал.
      Фото игр выложу отдельно

      Удалить
  5. Спасибо за полезную информацию. Но все эти игры для детей среднего и старшего дошкольного возраста. а какие игры способствуют развитию фонематического слуха у детей 3 лет?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Галина, предлагаю вам несколько игр для детей младшего возраста.
      «ШУМЯЩИЕ КОРОБОЧКИ»
      10-12 коробочек от «киндер-сюрпризов», наполненные разными сыпучими, гремящими, стучащими и шуршащими материалами (например, горохом, гречневой крупой, речным песком, фасолью, мелкими камешками и др.), помогут организовать увлекательную игру, в которой ее участники должны найти среди всех коробочек две одинаково звучащие. Главный принцип заполнения коробочек - материал в парных коробочках должен быть не только идентичным, но и примерно одинаковым по весу и количеству, только тогда они будут звучать одинаково.
      «УГАДАЙ, КТО КАК КРИЧИТ?»
      Взрослый достает приготовленные игрушки (по одной), обыгрывает их, подражая крику соответствующих животных, затем просит ребенка послушать и угадать по голосу, кто придет к ним в гости.
      так же можно поиграть в игры: "ГДЕ ПОЗВОНИЛИ?", "НА ЧЕМ Я ИГРАЮ?, в этой игре использовать различные музыкальные инструменты. если их нет заменить различными шумелками, колокольчиками или ложками. « МАМА И СЫНОК» например собака лает громко «ГАВ-ГАВ», а щенок «ТЯФ-ТЯФ» итд- кошка, корова, свинья...

      Удалить
    2. Галина, предлагаю вам посмотреть видео.
      Это видео о том, как создать настоящее Монтессори-пособие "из ничего".
      Для работы нам понадобятся контейнеры из-под Киндер-сюрприза.
      Насыпаем в контейнеры различные материалы (бусины, монеты, крупы, сахар и др.) и получаем идеальное пособие для развития аудиального (слухового) восприятия.
      Контейнеры, будучи совершенно одинаковыми снаружи, абсолютно по-разному звучат и весят!
      Я решила подписать каждый контейнер (чтобы в игре с ребенком самой не запутаться с содержимым). Распечатала и заламинировала изображения того, что лежит в контейнерах, чтобы ребёнок видел материал-наполнитель.
      Ход игры: сначала мы с ребенком просто слушаем как по-разному звучат контейнеры. Потом обращаем внимание ребенка на картинку и проговариваем, что на ней изображено. Затем предлагаем ребенку угадать, что лежит в контейнерах и поставить их на соответствующую картинку. В дальнейшем можно сравнивать звучание (громко-тихо, звонко-глухо) и вес наполнителя (тяжелее - легче, самый лёгкий, самый тяжёлый).
      Это пособие прекрасно подходит как для игр дома, так и для занятий в развивающем центре.
      На видео ребенку 2,5 года. Эта игра вызвала огромный интерес у ребенка!
      https://www.youtube.com/watch?v=EKj9EvP70uk
      https://www.youtube.com/watch?v=4YECb4anA54

      Удалить
    3. Спасибо большое, Светлана Владимировна. Игра действительно очень доступна и не занимает много времени на ее изготовление.

      Удалить
  6. Очень полезное видео, спасибо!!! Нужно обязательно сделать такую игру для моей доченьки.

    ОтветитьУдалить
  7. Спасибо за богатый материал. Как родители так и педагоги могут использовать такие игры в работе с детьми дошкольного возраста

    ОтветитьУдалить
  8. Особое место среди развивающих игр Воскобовича занимают Теремки Воскобовича.
    С помощью этой игры малыши учатся складывать буквы в слоги, слог в слова. Формируется естественный навык чтения в игровой, понятной ребенку среде. Дети получают истинное удовольствие и открывают для себя всё новые и новые возможности.
    Очень хорошо в доступной форме расписаны все этапы работы с развивающей игрой Теремки Воскобовича.

    ОтветитьУдалить
  9. Оксана Карбышева20 марта 2014 г. в 21:20

    Огромное Вам спасибо, Светлана Владимировна, за такой грамотно подобранный материал (теоретическая , и особенно практическая его часть), он интересен как для родителей, так и для педагогов (не лишним будет ещё раз просмотреть). Очень понравилась игра "Шумящие коробочки", так как она как раз для маленьких детей, быть может есть что-то ещё необычное для "малявочек". Буду только рада. Спасибо.

    ОтветитьУдалить
  10. Галина Крепышева20 марта 2014 г. в 21:20

    Спасибо Светлана Владимировна за семинары. Получила много интересной информации.

    ОтветитьУдалить
  11. Светлана Владимировна, спасибо а такой замечательный материал! Буду изучать и внедрять!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо! очень рада, что вы нашли для себя полезный материал

      Удалить
  12. Светлана Владимировна, с какими специалистами дошкольного учреждения вы работаете во взаимосвязи по данному направлению? Есть ли у вас, разработанный совместный материал или перспективный план работы, где прослеживается взаимодействие специалистов? Спасибо.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Специалисты и педагоги работают с детьми в содружестве. Разработаны и внедрены в работу планы взаимосвязи со специалистами и воспитателями.

      Удалить
  13. Светлана,посмотрела ваш замечательный материал. Очень заинтересовал конструктор"тико" хотелось бы приобрести такой для своих детей. Подскажите где его купить и можно ли сделать его своими руками. Спасибо.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Конструктор "Тико" изготовлен из пластика и мы его приобретали в магазине игрушек, но его можно сделать своими руками.
      Игру пазлы можно преобразовав, наклеив на картинки буквы. Гласные звуки на красном фоне, согласные твердые на синем фоне, мягкие согласные на зеленом фоне.

      Удалить
  14. Огромное спасибо, мне очень понравилось, и как воспитателю младшей группы очень полезен материал с играми.

    ОтветитьУдалить
  15. Светлана Владимировна! Сегодня вопрос развития речи дошкольников стоит особенно остро. Для чего нужен ребенку хороший фонематический слух? Каким же образом развивать у ребенка фонематический слух? Когда лучше всего формировать у детей фонематический слух?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добрый день! Попытаюсь ответить на все интересующие вас вопросы.
      Для чего ребенку нужен хороший фонематический слух? Для того, чтобы ребенок мог слышать звуки в потоке речи. Если не развивать ф.слух в дошкольном возрасте, то в школе возникнут серьезные проблемы: ребенок не сможет правильно писать слова, будет искажать их, менять местами звуки; добавлять звуки или слоги в слова, поэтому в большей степени будет страдать письмо. В диктантах дети допускают большое количество ошибок.
      Каким же образом развивать у ребенка фонематический слух? Лучше всего это делать в игре.
      Когда лучше всего формировать у детей фонематический слух? В
      возрасте 4—5 лет дети наиболее чувствительны к развитию фонематического слуха, однако не стоит забывать, что работу нужно начинать в раннем возрасте.

      Удалить
    2. Да это точно лучше всего развивать у ребенка фонематический слух в игре. Нарушение фонематического слуха представляется мне очень серьезной проблемой речевых детей, что идеальным вариантом будет включение игр и заданий на развитие фонематического слуха в конспект каждого логопедического задания вплоть до поступления в школу.

      Удалить
  16. Светлана Владимировна , большое Вам спасибо за замечательный блог! Все доступно написано, систематизировано полезно и интересно! Очень здорово, что опытные коллеги готовы помочь и поделиться материалом с начинающими логопедами.
    Процветания блогу, а Вам - успехов!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Большое спасибо Вам за теплые слова. Жаль, что я не знаю, кто мне шлет комментарии.

      Удалить
  17. Можно ли к вам прийти на консультацию. Моему ребенку 2 и 7. Мало слов говорит, глотает слоги и играть не хочет.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Приходите в четверг с 17-00:18-00 в это время я веду консультации для родителей детей, которые посещают и не посещают наш детский сад. Буду вас ждать с ребенком!

      Удалить
  18. Светлана Владимировна , спасибо за замечательный блог, очень много интересной информации можно найти.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо Вам, Наталья за то, что вы посетили семинар.

      Удалить
  19. Светлана Владимировна, вы большая умничка, творческих вам успехов в профессиональной деятельности. Так держать!!!! Спасибо за блог, очень интересно.

    ОтветитьУдалить
  20. Огромное спасибо за семинар. Узнала много нового, игры буду использовать в своей работе.

    ОтветитьУдалить
  21. Светлана Владимировна, используете ли вы в своей работе моделирование и мнемотаблицы для формирования фонематического слуха.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да. в своей работе я использую и модели и мнемотаблицы. Для детей с ОНР это самые лучшие способы для запоминания и понимания излагаемого материала.

      Удалить
  22. Спасибо за материал, все изложено в доступной форме. Насыщенный, разнообразный материал.

    ОтветитьУдалить
  23. ольга кожухова26 марта 2014 г. в 18:09

    Хочется выразить огромную благодарность за представленную работу, так как, на сегодняшний день, данная проблема имеет особую значимость. Но, к большому сожалению, не все владеют информацией подобного рода. Хотя материал полезен не только для детей с ОНР, но и для общего развития любого ребёнка. Ещё раз ОГРОМНОЕ СПАСИБО!!!!!

    ОтветитьУдалить
  24. Светлана, огромное спасибо за нужный, замечательный, интересный и очень полезный материал!!! Дальнейших творческих успехов и побед!!!

    ОтветитьУдалить