среда, 11 октября 2017 г.

Учим ребенка пересказывать текст

Пересказ – это связное выразительное воспроизведение прослушанного текста. Это не передача текста наизусть, не механическое заучивание, в нем должны присутствовать элементы творчества.

Для детей, пересказ – это наиболее легкий тип речевой деятельности, так как ребенок излагает готовое содержание и пользуется готовой речевой формой.

Чем полезен пересказ? 
Обучение пересказу способствует обогащению словарного запаса, развитию восприятия, памяти и внимания. При этом совершенствуется структура речи и произношения, усваиваются нормы построения предложений и целого текста.

Дошкольники, как правило, любят рассказывать знакомые сказки, пересказывать прочитанное, передавать содержание мультфильма. Но пересказывая, они часто путают факты и их последовательность, не всегда удерживают логику событий. Поэтому пересказывать надо ребенка научить
Умение пересказывать прочитанный текст - необходимый в школе навык, ведь вся школьная программа основана на пересказе, прочел - пересказал. Поэтому пока есть время, нужно постараться развить этот навык у ребенка до поступления в школу.

Как работать с текстом? 




Вы выразительно читаете текст.

Обсуждаете его с ребенком, все ли ему понятно, объясняете непонятные слова.

Спрашиваете: понял ли ребенок, кто главный герой? Почему рассказ назвали именно так?

Далее ребенок должен рассказать, что ему больше всего понравилось в рассказе.

Беседа по содержанию.

Например, у Вас следующий текст:

Ходили ребята по лесу. Нашли под кустом ежа. Он со страху шариком свернулся. Попробуй-ка, возьми его руками – везде иголки торчат. Закатали ребята ежа в шапку, и домой принесли. Дали ему молока. Развернулся еж и начал есть молоко. Поел и опять шариком свернулся. А ребята чем-то другим занялись, зазевались – ежик и удрал обратно, к себе, в лес. 

Вы начинаете задавать ребенку вопросы, он должен отвечать полным предложением.

Где ходили ребята? (ребята ходили по лесу).

Кого они нашли? (Они нашли ежа).

Где сидел еж? (Ежик сидел под кустом).

Что сделал ежик со страху? (Ежик свернулся шариком).

Почему дети не укололись, когда брали ежа? (Они закатали его в шапку).

Что они ему дома дали? (дома дети дали ежу молока).

Что было дальше? (ежик начал есть молоко, потом опять свернулся. Пока дети играли, побежал в лес).

Повторно читаете рассказ с помощью ребенка.

Ходили ребята по … (лесу).

Нашли под кустом …(ежа).

Он со страху свернулся …(шариком).

Закатали дети ежа в …(шапку).

И принесли ежа …(домой).

Дали ему …(молока).

Развернулся ежи и начал есть …(молоко).

А потом убежал в …(лес).

В заключении ребенок пересказывает текст самостоятельно.

На начальных этапах обучения пересказу можно добавить рассматривание сюжетных и предметных картинок. Они помогут ребенку создать внутренний речевой план высказывания, позволят последовательно и легко передать содержание услышанного.

 К вашему вниманию предлагаю подборку текстов для пересказа



Комментариев нет:

Отправить комментарий