четверг, 25 января 2018 г.

ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЗРИТЕЛЬНОЙ И СЛУХОВОЙ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА


Зрительная память
Все предложенные в этом разделе игры направлены на развитие зрительной памяти, концентрации зрительного внимания, развитие устойчивости взгляда.


ФОТОГРАФИЯ, ИЛИ ЧЕГО НЕ ХВАТАЕТ? •
Инструкция и ход игры: взрослый расставляет перед ребенком на столе или ковре 7-8 игрушек и просит ребенка внимательно посмотреть на игрушки, «сфотографировать» их.
После этого взрослый незаметно убирает одну из игрушек и говорит: «Злой волшебник сделал невидимкой одного из героев на твоей фотографии. Если ты вспомнишь этого героя, твоя фотография будет расколдована».
Если ребенок успешно справляется с данным количеством игрушек, их число можно постепенно увеличивать.
Можете поменяться ролями с ребенком: теперь он убирает игрушку, а вы отгадываете.

ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ, ИЛИ ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ? •
Инструкция и ход игры: взрослый рассаживает перед ребенком 5-6 игрушек, ставит чашки, блюдца, другую посуду и столовые приборы и говорит: «У мишки день рождения. Все гости собрались пить чай. Посмотри внимательно, кто где расположился. Но вот начался салют, и гости выбежали посмотреть на него, а когда вернулись, кто-то занял не свое место. Помоги исправить ошибку. Вспомни, кто где сидел, у кого какие приборы были».

УЗОРЫ
Инструкция и ход игры: для этой игры понадобятся разноцветные счетные палочки.
Взрослый выкладывает на столе из палочек узор, а потом говорит ребенку: «Посмотри внимательно на этот узор и постарайся запомнить, как расположены палочки. Вдруг подул сильный ветер, и все палочки разлетелись. Помоги! Попытайся восстановить узор».
Для детей от 5 лет предлагаются абстрактные узоры.
Сначала после «порыва ветра» необходимые для узора палочки оставляются в беспорядке на столе. Если ребенок легко складывает из них необходимый узор, можно дать ему возможность выбрать нужные палочки уже непосредственно из коробки. В этом случае тренируется избирательность запоминания.

Слухоречевая память
Основными целями игр раздела «Слухоречевая память» являются: формирование устойчивости акустического внимания, расширение объема слухового восприятия, подготовка акустических систем ребенка к усвоению фонем родного языка.

ЗА ПОКУПКАМИ
Инструкция и ход игры: взрослый говорит ребенку: «Представь себе, что ты идешь в магазин. Сейчас я назову тебе список товаров, которые ты должен купить. Смотри ничего не забудь!»
Взрослый называет ребенку от 3 до 8 наименований товаров в зависимости от возраста. Когда ребенок «возвращается из магазина», он перечисляет все свои «покупки».
В игру можно вводить соревновательный момент, если играют взрослый и ребенок по очереди или несколько детей. Побеждает тот, кто запомнит больше слов.

ПУТЕШЕСТВИЕ
Инструкция и ход игры: взрослый предлагает ребенку представить, что он отправляется в кругосветное путешествие, и говорит: «У тебя много друзей. Когда ты вернешься, они будут рады получить от тебя подарки. Кому ты подаришь... (здесь взрослый перечисляет названия подарков – от 3 до 8 в зависимости от возраста)?»
В ответ ребенок называет для каждого подарка своего получателя. После этого взрослый говорит ребенку: «Путешествие было длинным и интересным. Но вот ты вернулся домой. Кого ты первым ты первым навестишь (позовешь в гости)? Что ты привез своему другу?»
Так перечисляются все друзья. Ребенок должен не перепутать подарки, ведь каждому он подбирал именно то, что ему больше всего понравится.
Сюжет этой игры можно несколько изменить. Ребенку нужно будет запоминать не кому какой подарок он привез, а откуда. Можно «путешествовать» по разным сторонам света, по разным материкам, по разным странам и городам.

КТО ПРИШЕЛ В ГОСТИ? •
Цель игры: развитие слухоречевой памяти с опорой на зрительное восприятие и память.
Инструкция и ход игры: для игры понадобятся картинки (3-8 штук) с изображением людей разной внешности. Различия должны быть ярко выраженными: в одежде, по полу, цвету волос, глаз и т. д. У всех людей свои имена. Взрослый говорит ребенку: «У тебя появились новые знакомые, и ты решил позвать их в гости. Вот они, посмотри на них внимательно, постарайся запомнить их имена и опиши каждого (ребенку необходимо самостоятельно или, при затруднениях, с помощью взрослого назвать как можно больше отличительных признаков каждого человека).
Интересно, кто придет в гости первым, а кто потом? Теперь я опишу тебе первого гостя, а ты попробуй угадать, как его зовут». При затруднениях взрослый может задавать ребенку наводящие вопросы.
Для усложнения игры можно придумать, какие блюда и напитки больше всего нравятся каждому из гостей. В этом случае, когда ребенок угадывает имя гостя, он называет еще и его любимое блюдо, которое обязательно нужно поставить на стол.

ВЕСЕЛЫЙ ПОЕЗД
Цель игры: развитие слухоречевой памяти с опорой на зрительное восприятие и память.
Инструкция и ход игры: необходимо подготовить 4-8 картинок-«вагончиков» с изображением различных предметов и одну карточку с нарисованным паровозом. Карточки с изображением предметов делятся поровну между двумя игроками. Взрослый говорит ребенку: «Сейчас мы будем составлять поезд. Присоединять вагончики будем по очереди. Чтобы нам было веселее, наш поезд повезет загадки. Когда ставишь свой вагончик, нужно назвать, кто (что) в нем едет, и перевернуть карточку картинкой вниз. Свой вагончик можно присоединить только тогда, когда правильно отгадаешь, кто (что) едет в каждом из предыдущих вагончиков».
В этой игре за каждое правильно названное слово присуждается очко. Можно получить бонусные очки за подсказки, если соперник затрудняется вспомнить, что нарисовано на карточке. Подсказывать можно только описывая, но не называя предмет. Выигрывает игрок, набравший большее количество очков.

НАЙДИ ПАРУ
Инструкция и ход игры: понадобятся парные карточки (3-8 пар) с изображением предметов. Карточки перемешиваются и раскладываются на столе рядами картинкой вниз. Игроки ходят по очереди. За один ход можно открыть только две карточки. Игрок их открывает и называет вслух изображенные предметы. Если ему попадаются парные картинки, он забирает их себе. Если предметы разные, кладет карточки на место картинкой вниз. Игра продолжается, пока не отыщутся все пары. Выигрывает тот, кто наберет больше картинок.

Комментариев нет:

Отправить комментарий