воскресенье, 13 мая 2018 г.

ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ РЕБЕНОК НЕ ГОВОРИТ В 2 ГОДА

Формирование речи у детей жестким правилам не подчиняется. Ребенок, начавший говорить в 2 года, необязательно здоровее и более развит, чем его «молчаливый» сверстник. Существуют примерные сроки появления речи, которые на практике сдвигаются в зависимости от скорости накопления словарного запаса, физического и психологического состояния малыша, желания и нежелания разговаривать.
Когда ребенок начинает говорить

В норме речь проходит развитие от неосмысленной имитации звуков до сознательного складывания предложений. Этапность ее усложнения следующая.

В первый год жизни грудничок учится складывать слоги в простейшие слова: «мама», «папа». Сообщает о собственных потребностях односложно, не использует словосочетания, не пытается выражаться целыми предложениями.
В полтора года начинает опробовать слова сложнее: состоящие из трех и более слогов. Запоминает имена и степени родства постоянно находящихся рядом родственников, названия привычных окружающих предметов, игрушек. Накапливает словарный запас, пробует составлять фразы. Последнее происходит как подражание взрослым. Полноценной осмысленности в попытках еще нет.
В 2 года, в среднем, ребенок знает 300 слов, обладает общими представлениями о конструкции предложений. К словам и простейшим фразам добавляются сопутствующие жесты, мимика. За этот года малыш усваивает, что речь – способ общаться с другими людьми, а не только сигнализировать о потребностях.

Отсутствие речь в 2 года – не повод разводить панику. Важнее разобраться, в чем причина «отставания». Причины делятся на анатомические, физиологические и психологические.

Основные причины молчания
Родовые и врожденные травмы. При нарушениях внутриутробного развития иногда страдают участки мозга, определяющие усвоение и использование речи. Патологии рано диагностируются, и до 2 лет становятся известными.

Неврологические нарушения. Формирование ЦНС в целом и головного мозга в частности замедляются и нарушаются под влиянием неврологических проблем, сниженного тонуса, гипотонуса.

Врожденная (приобретенная) глухота, ухудшение слуха. Слабослышащие и неслышащие дети не усваивают речь так же просто, как их полностью здоровые сверстники. Нарушения слуха вызываются неблагоприятной наследственностью, проблемами в протекании беременности, инфекциями ранних лет жизни.

Общее недоразвитие речи. Подразумеваются патологии, вызванные объективными внешними причинами: курением и употреблением алкоголем матерью, инфекциями, приемом антибиотиков во время беременности, интоксикацией.

Умственная отсталость и ЗПР – оба входят в группу интеллектуальных нарушений, но их природа принципиально разная. Умственная отсталость вызывается физиологическими причинами и чаще всего врожденная. ЗПР формируется на фоне негативных психологических факторов и имеет приобретенный характер. ЗПР преодолеть легко при участии специалиста, компенсировать умственную отсталость возможно лишь частично.

Аутизм. С аутизмом путают обычную отстраненность, свойственную некоторым детям. Настоящий аутизм проявляется в отсутствии интереса к окружающему, другим людям и детям, замкнутости, равнодушии к общению. Поскольку детки-аутисты на контакт не идут, усвоение речи не происходит.

Недостаток внимания со стороны взрослых, запущенность. Чтобы ребенок заговорил, с ним необходимо общаться, играть, разговаривать, увлекать совместной деятельностью. Равнодушие родителей и остальных родственников – распространенная причина нежелания и невозможности ребенка говорить.

Специалисты выделяют и несколько других причин, тормозящих развитие речи и не дающих ей появиться вовремя.

Нервозность мамы и папы замедляют появление речи. У ребенка к двум годам нет выработанных навыков говорения, родители начинают нервничать, водить ребенка по специалистам, усиленно с ним заниматься. Эффект – малыш сильнее закрывается, тоже нервничает, не понимает, чего от него хотят. Особо ретивые родители начинают заниматься и вовсе как только ребенку исполнится год-полтора. Результат еще хуже.


Современные гаджеты – следующая причина замедленного развития речи. Виноваты не сами передовые устройства, а внимание родителей и ребенка к ним. Конечно, малышу интересно, что происходит на экране. Но лучше, если бы он играл с родителями. А у последних нет времени, или они сами больше увлечены смартфонами и планшетами. Гаджеты не предполагают фантазии, как игра с куклами или машинками. С ними нельзя самостоятельно придумать историю, озвучивать действия. Отсюда и возникает «торможение».

Дефицит времени. Родители больше времени тратят на себя, чем на ребенка. Работа, хобби, компьютер, тренажерные залы, любимые сериалы… Итог – общения в семье нет, ребенку не у кого учиться речи. А ведь эмоциональная близость, общение, разговоры куда эффективнее приема медицинских препаратов.

Молчащий ребенок может владеть речью. Парадокс, о котором родители не знают и забывают. Не разговаривая, малыш к двум годам на просьбы взрослых адекватно реагирует: показывает называемые предметы, указывает на родственников, чье имя произносят. Но потребность самому говорить у ребенка отсутствует. Значит, родители ее не создали. Тогда как поступить?

Что делать?
Медицинское обследование
На первом этапе желательно исключить анатомические и физиологические причины молчаливости. Посетить врачей: отоларинголога, невролога, логопеда, детского психолога. ЛОР проверит слух малыша, убедится в его способности различать и выделать звуки, определять их источник.
Невролог подтвердит отсутствие отклонений в развитии. Надо приготовиться, что доктор станет спрашивать о предыдущих месяцах жизни: в каком возрасте у ребенка появилось гуление, когда он встал на ножки, какими навыками самообслуживания владеет.
Логопед проверит ребенка на распространенные патологии в формировании речевого аппарата: низкий тонус языка и лицевых мышц, короткая уздечка. Психолог определит, соответствует ли актуальное развитие малыша норме, нет ли подозрений на ЗПР.

Общение вместо гаджетов
Невозможно полностью оградить ребенка от контакта с телевизором, планшетами, смартфонами. Но сократить время, которое он проводит рядом с гаджетами, можно и нужно. Бессмысленное времяпрепровождение необходимо заменить живым общением, эмоциональной близостью, совместными играми, прогулками.


Постоянное проговаривание действий
С ребенком следует говорить, даже если говорить не о чем. Пусть это озвучивание действий, совершаемых во время уборки, приготовления пищи, кормления, одевания, прогулок во дворе. Проговаривая действия, быстрее сформируете представление о взаимосвязях между предметами, о структуре предложений, правильном порядке слов, ударениях, склонении.

Поощрение вместо нервов и ругани
Нельзя заставить малыша говорить силой, пусть он набрал внушительный словарный запас. Ребенок заговорит, когда сам захочет. Руганью, требованиями, показной обидой здесь не поможешь. Наоборот – если мама или папа реагируют на молчание ребенка негативно, он закроется, отстранится и еще долго не произнесет ни слова.

Методы поощрения просты и разнообразны: улыбнуться в ответ на попытки малыша произнести слоги и целые слова, похвалить устно, выполнить озвученную просьбу сразу, отложив «невероятно важные» дела. Поощрения полезны при попытках общения и с родителями, и с другими окружающими людьми, родственниками, сверстниками. Стресс, независимо от происхождения, замедляет речевое развитие.


Сказки, поговорки, потешкиЧитая сказки ребенку, описывать ему картинки. Или задавать вопросы: «Кто это?», «Что он делает?», «Какого цвета?» Разучивать стишки и потешки – игры, сопровождающиеся проговариванием заученных фраз и простейшими движениями. «Ладушки» – самый известный пример.

Посещение «общественных» мест
Малышу полезно находиться рядом со сверстниками. В детский сад в 2 года рано, а вот проводить время на площадке и играть с другими детьми – в самый раз. Даже если окружающие дети сами не разговаривают, взаимодействие с ними способно подтолкнуть малыша к использованию речи.


Легкие провокации
Не раз повторялось: ребенок не заговорит, пока ему это не потребуется. Родители, понимающие чадо без слов и моментально исполняющие все его прихоти, рискуют долго не услышать от любимца первых слов. Наоборот – не стоит реагировать на одни жесты малыша, его плач, выразительное «мычание». Лучше спросить, чего он хочет, задавать уточняющие вопросы, буквально заставлять проговаривать желания.
Итоги
Появление речи индивидуально, зависит от наследственных факторов, условий воспитания, наличия или отсутствия мотивации у ребенка. Комаровский призывает родителей сохранять спокойствие, больше проводить времени с ребенком, ограждать от стрессов, провоцировать озвучивание потребностей. В редких сложных случаях требуется помощь докторов.

Комментариев нет:

Отправить комментарий