среда, 21 октября 2020 г.

«Дискалькулия у младших школьников: виды, причины и профилактика»


Математика– один из главных учебных предметов в школе. Её изучение имеет большое значение для развития ребенка и приобретения им практического опыта. К умениям в начальной школе, обеспечивающим дальнейшее усвоение математики, относятся: определение количества, порядковый (прямой и обратный) счёт, элементарные математические действия, анализ условия задачи, решение примеров и простых задач с натуральными числами и др. Овладение счётными операциями возможно при условии сформированности мышления, восприятия, памяти, представлений у ребенка.
  В последние годы среди школьников встречается дискалькулия. Частота встречаемости дискалькулии в школьной популяции составляет примерно 5%. При этом дискалькулия встречается одинаково часто как среди мальчиков, так и среди девочек.
Дискалькулия у детей представляет собой специфическое, сложное и стойкое нарушение в овладении счетными операциями, которое отрицательно влияет на школьную адаптацию ребенка, формирование его личности.

Существует несколько различных классификаций нарушения. Выделяют врожденную и приобретенную, первичную и вторичную дискалькулию.

Дискалькулия выражается в таких симптомах, как:
-неспособность распознавать количество предметов визуально;
-затруднения при вычислениях;
-проблемы с абстрактным счетом времени;
- невозможность интуитивно определить длину пройденного расстояния;
-нарушения координации движения;
-трудности с восприятием понятий «больше» и «меньше"
-непонимание сути таких математических операций как вычитание, сложение, деление, умножение;
-затруднения при написании и назывании чисел;
-непонимание процесса решения простых математических задач, без использования наглядного материала;
-непонимание понятия «число», разрядности;
-отсутствие способности выполнять логико-абстрактные действия.

Причины
По этиологии расстройство навыка счета может быть генетическим, органическим или психогенным. Нередко оно формируется при воздействии сразу нескольких факторов. Установление ведущей причины является важной диагностической задачей, так как ее характер определяет направленность лечения и прогноз. Дискалькулия может быть обусловлена:

Наследственной отягощенностью. Установлено, что среди детей с трудностями освоения арифметических знаний большинство имеет родителя с таким же расстройством. Этот факт подтверждает наличие генетического фактора.

Негативным опытом обучения математике. Дискалькулия провоцируется принуждением к занятиям арифметикой, применением суровых наказаний за ошибки, напряженными и конфликтными отношениями между ребенком и учителем (родителем, воспитателем). Подобные проблемы способствуют возникновению стойкого страха, неуверенности в себе, замкнутости, негативного отношения к математике.

Органическими поражениями ЦНС. В основе расстройства могут лежать дисфункциональные нарушения головного мозга, искажающие процесс обработки зрительной информации, снижающие способность к восприятию пространственных отношений, установлению последовательностей. Причинами патологии становятся осложнения при беременности и/или в родах, внутриутробные инфекции и интоксикации, перенесенные в раннем детстве черепно-мозговые травмы и инфекционные болезни, поражающие ЦНС.

Профилактика дискалькулии

При своевременной коррекции дискалькулия преодолевается, ребенок начинает осваивать счет, простые операции и термины, его успеваемость в школе повышается. Для профилактики практогностической дискалькулии рекомендовано выполнение простых примеров, задач с озвучиванием действий, параллельным использованием наглядной опоры – рисунка, пальцев, счетных палочек. Предупреждение графической дискалькулии включает тренировку мелкомоторных движений, координации «образ-движение руки»; вербальной дискалькулии – усвоение названий операций, практику их использования в беседе; дислексической дискалькулии – формирование представлений о цвете, форме, размере, задания на узнавание знаков и цифр; операциональной дискалькулии – освоение счета, вербальное использование специфических терминов.
Для успешного устранения выявленных трудностей необходимо комплексное сопровождение ребенка не только в образовательном учреждении, но и дома. Предлагаем к вашему вниманию комплекс игр, упражнений и заданий:

- рисование по клеткам;
- упражнения на выкладывание фигур по образцу, составление разрезных картинок;
- игры «Четвертый лишний», «Что изменилось», «Чего не стало»;
- игры «Назови соседей числа», «Какое следующее», «Назови меньшее (большее) число).

Упражнения дома следует проводить в игровой форме по 10-15 минут. Обязательно хвалите ребенка за правильно выполненное задание.

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий